Газета "ДЕГУНИНСКИЕ ВЕСТИ" № 7 июль 2010 г
Москаленко Павел Павлович, полковник, инвалид Великой Отечественной войны, житель района Восточное Дегунино. Семейный альбом, который бережно хранит дома Павел Павлович Москаленко, открывает фотоснимок родоначальника железнодорожной династии Павла Никитовича. Он приехал из небольшого украинского села на русский север — в Вологду. Устроился на железную дорогу — сначала кочегаром, а потом освоил вождение паровоза. «После революции отцу было доверено вести в Москву самого всесоюзного старосту Михаила Калинина», — говорит Павел Павлович. Он был не только первоклассным машинистом, но и любил выращивать цветы и всегда дарил их людям, при этом денег никогда не брал. Отец был мастером на все руки: ковал железо, лудил самовар, мастерил добротную мебель, разводил поросят. Во время голода 30-х годов прошлого века благодаря его трудолюбию и умелым рукам все наши родственники спаслись от голодной смерти. Воспитал и поставил на ноги пятерых детей — четырех сыновей и дочь Оленьку. Три старших брата Павла Павловича пошли по стопам отца. Начинали машинистами и достигли немалых высот. Так, самый старший — Анатолий Павлович до начала войны возглавлял управление снабжения на Северной железной дороге, преуспел в создании так называемых ОРСов (отделов рабочего снабжения)
1941 год. Началась война и таланты были востребованы в Железнодорожных войсках, — рассказывает Павел Павлович. Он служил заместителем начальника ГУВВР по снабжению. И два других брата всю жизнь трудились на железной дороге. Борис Павлович занимался проблемами транспорта в Архангельске. Виктору Павловичу довелось вести состав, которым доставляли в Болгарию гроб с телом Георгия Димитрова. Единственная дочь Павла Никитовича Москаленко — Оля — всю войну была сестрой милосердия на санитарном поезде. Судьба определила так, что один из раненых, которого она выходила, впоследствии стал ее мужем. О самом младшем Павле Павловиче разговор отдельный.
В армию Паша Москаленко уходил в 1938, поработав в управлении Северной железной дороги телеграфистом. Павел, как и большинство его сверстников, грезил небом. Мечта сбылась. В качестве стрел ка-радиста уже через год он принимал участие в финской кампании. Скоростные бомбандировщики базировались в г. Ухте. Взлетали с аэродрома на лыжах. Хорошо помнит свое боевое крещение. Высота 8000 метров, 40 градустный мороз. С задания прилетели обмороженные. В начале Великой Отечественной войны пришлось выполнять боевую задачу, но под Таганрогом в воздушной дуэли с «мес-сешмитами» Москаленко ранило в ногу. После госпиталя путь в авиацию был закрыт. И все равно он рвался на фронт. Окончив пехотное училище Павел Павлович Москаленко стал командовать ротой. Крови на передовой навидался, ходил в атаку под огнем, брал высоты. Под Витебском опять ранение, и опять в ту же ногу. Снова госпиталь. На лечение ушел год. Потом служба в течение 24 лет в Железнодорожных войсках. Павел Павлович имеет несколько наградных часов, среди них — хронометр от министра путей сообщения и золотые — памятный подарок от В. Брежнева, главы Минтранстроя. Главным для себя считает, что в жизни ему довелось служить с легендарными генералами фронтовиками Кабановым, Беляевым, Бакаревым и другими. Эти годы Павел Павлович вспоминает с нескрываемой ностальгией. На заслуженный отдых уходить не хотелось, но болезнь и старые раны взяли свое.
По стопам отца в войска пришел и сын Алексей. За 25 лет службы готовил специалистов на Байкало-Амурскую магистраль, как офицер Главного управления Железнодорожных войск проводил в бамовских командировках по 200—250 дней в году. И так в течении 10 лет. В 1989 произошло страшное землетрясение в Армении. И Алексей Павлович обеспечивал население страны всем необходимым.
Павел Павлович и его жена Галина Александровна подсчитали, что 40 человек из их рода работали на стальных магистралях Родины.
|